Открытие Адского ущелья

Среди любителей экстремального отдыха Адское ущелье известно, в основном, как место для скалолазания. И действительно, ущелье просто идеально для тренировок скалолазов: близость к трассе, удобные поляны для кемпинга, ручей, множество маршрутов. Все это не может не привлечь спортсменов и любителей, однако мало кому приходит в голову отдалиться от излюбленных скал и пройти по реке вдоль ущелья. Потому-то и Адское ущелье до сих пор оставалось загадкой. Но, как водится, нашлись любознательные смельчаки, решившие выяснить, что же там такого адского, в этом с виду тихом ущелье. Так наша маленькая экспедиционная группа в составе трех человек отправилась на поиски приключений.

Географические сведения

Адское ущелье (Ущелье Ада, Ущелье Арацо) находится на юго-востоке Араратского марза, у границы с Нахиджеваном. Река Арацо берет начало у склонов горы Гндесар и, протекая по юго-восточной стороне Урцского хребта, впадает в Аракс. Протяженность ущелья – 8 км, глубина – 100-400 м, ширина – 1.5-80 м. Склоны скалистые, покатые, в основном лишены растительности. Имеется множество карстовых пещер и впадин.

Вниз по течению реки Арацо

Будним мартовским утром мы выехали из Еревана, и уже к полудню начали спускаться вниз по течению реки Арацо. Дорога извивалась, но особой трудности собой не представляла. Вначале тропинка была хоженая, но скоро мы с нее свернули и начали резкий спуск. Чем ниже спускались, тем грознее нависали скалы.

Открытие Адского ущелья

Добравшись до места, где река была особо глубокой (метр-полтора), а скалы особо высокими, мы развели костер и устроили пикник. Мы сидели, пили травяной чай, любовались природой и не подозревали, что Адское ущелье нас просто так не отпустит.

Снова в путь

Снова собравшись в путь, не пройдя и пяти минут, мы обнаружили на пути серьезное препятствие. Река в этом месте становилась глубокой и с двух сторон была окружена огромными глыбами.

У нас было три выхода: немного вернуться и пройти по относительно легкому пути, перелезть по скалам, либо пройти через реку. Первый вариант мы тут же отмели как примитивный и неинтересный. Перелезать через практически вертикальные скалы без страховки (а веревки мы не предусмотрели), было бы просто глупо. Так что мы припрятали в рюкзаки все ценное, включая ботинки, и сунулись в ледяную воду.

Адское ущелье

Довольные своим «подвигом», мы пошли дальше. Но час от часу легче не становилось. Пошел дождь. Не сильный, но достаточный для того, чтобы камни и набившиеся грязью подошвы стали скользкими. То и дело приходилось перепрыгивать по камням с берега на берег. В холодное время года здесь не обойтись без водонепроницаемых ботинок. Стоит также захватить плотные перчатки, чтобы не так больно было отбиваться от колючих кустов, растущих вдоль берега. Пока мы воевали с колючками, красно-оранжевые скалы успели намокнуть от дождя и стали еще ярче. Камни попадались невероятных расцветок: со всеми оттенками охры, с розово-фиолетовыми прожилками и вплоть до бордово-красных. Там, где нельзя было пройти вдоль реки, мы поднимались и шли по крутому склону.

Вниз по течению реки Арацо

Водопад Наре

И вот за очередной каменной глыбой мы увидели то, чего уж никак не ожидали. Двухъярусный водопад, который не упоминается ни в каких источниках и не отмечен на карте. Он скромно стекал вниз в окружении громадных причудливых скал. Все увиденное было настолько неожиданно-прекрасно, что весь мой лексикон свелся к неудержимому «Аааааа». Мужчины оказались сдержаннее и выражали свое восхищение более цивилизованными способами. Будучи настоящим джентльменами, они сразу же решили назвать водопад в мою честь. Теперь в Адском ущелье есть водопад Наре.

На радостях не замечая дороги, мы оказались на месте, которое можно назвать разве что козьей тропой. Она явно не рассчитана для туристов. Более того, она вообще ни для кого не рассчитана, это абсолютно дикая местность. Для ее прохождения потребуются некие скалолазческие навыки. Здесь мы увидели небольшое дерево, поваленное предположительно медведем. Оно было вырвано с корнем, и на стволе оставались следы то ли когтей, то ли зубов. Мы не стали выяснять, где же устроитель этого беспорядка поспешили прочь. К тому же до наступления темноты оставалось всего ничего. Ущелье явно намекало, что нам пора оттуда выбираться.

Теперь самым важным было случайно не попасть к пограничникам. С помощью компаса и карты мы справились с этой задачей.

Темнота нас застала, когда мы уже твердо стояли на ногах, так что, включив налобные фонарики, мы усталые и счастливые поплелись в сторону трассы, где поймали попутку. И добрый водитель повез нас вместе с коровами в сторону Еревана.

P.S. Если решите пройти через Адское ущелье, то идите в сопровождении знакомого с местностью человека, если таковой найдется. Граница проходит близко к ущелью. А заблудиться и оказаться у постов противника – не самая приятная перспектива.

Текст: Наре Мкртчян

Фото: Каро Саакян и Тигран Шахбазян

Участники экспедиции: Тигран Шахбазян, Наре Мкртчян, Каро Саакян.