Акори

На другом берегу Аракса

Село Акори находится на противоположном берегу Аракса. Выражение «противоположный» берег подсказывает, что он более не принадлежит армянам. Хотя там можно включить приемник и почувствовать себя как дома, радио ловит армянские волны. А еще там доступны армянские операторы сотовой связи, так что даже с «противоположного берега» можно спокойно со своего телефона позвонить домой. Птицы и радиоволны не нуждаются в дозволении пограничников, чтобы перелететь с одного берега на другой.

С того, противоположного берега невооруженным глазом можно увидеть Мецаморскую АЭС, Вагаршапат, Ереван, Арташат. Однако, из-за отсутствия границы с Турцией, для того, чтобы добраться туда, нужно сделать огромный крюк, проехав через Грузию.

Граница Армении и Турции делит Аракс на две части: по ту и эту сторону. На этой стороне мы, армяне, живем, а с той стороной нас связывают воспоминания. Одно из таких воспоминаний – село Акори.

Акори

Акори: армянская деревня на том берегу Аракса

История Акори

Село Акори находится на северо-восточном склоне горы Арарат. Об этом населенном пункте впервые упоминает Лазарь Парпеци в связи с армяно-персидской войной 481-484 годов. По преданию, Ной посадил здесь иву.

Рядом с деревней Акори веками действовал храм Сурб Акоп (Святого Иакова), где хранится деревянный обломок Ноева Ковчега. Храм славится также священным источником. Считается, что вода обладает целебными и чудодейственными свойствами.

Отец Церкви Иаков Низибмийский, именем которого назван храм, жил в IV веке. Он был одним из миссионеров, проповедовавших христианство в Великой Армении. Он упоминается в исторических источниках как первый человек, который пытался взобраться на гору Арарат, чтобы найти остатки легендарного Ноева Ковчега.

Легенда гласит, что Святой Иаков неоднократно пытался подняться на вершину Арарата, чтобы найти Ноев Ковчег, который погребен под толстым слоем льда. Священнослужитель поднимался на гору, но стоило ему вздремнуть, как он оказывался у подножья и был вынужден подниматься опять и опять.

После нескольких неудачных попыток Бог является ему во сне и говорит: «Не пытайся больше найти Ковчег. Я дам тебе кусок дерева, из которого был построен Ковчег». Проснувшись, Иаков к своему удивлению, находит кусок дерева. Святой Иаков решает построить храм на том самом месте, где он нашел кусок дерева.

Села Акори и храма Сурб Акоп сейчас не существует. Они были разрушены до основания во время разрушительного землетрясения 1840 года. В этот день все село было похоронено под толстым слоем каменных глыб, загадочным образом уцелели только хачкары на кладбище. Они стоят там и по сей день.

Известно, что до стихийного бедствия 1840 года Акори было довольно большим селом. Там проживало порядка 2200 человек, подавляющее большинство из которых составляли армяне.

Первое восхождение на вершину Арарата

В 1829 году немецкий геолог и путешественник Фридрих Паррот и армянский писатель Хачатур Абовян поднимаются на вершину годы Арарат. В дальнейшем путешественник описывал в своих мемуарах село Акори как цветущее, уютное и гостеприимное место. Кстати, при восхождении на Арарат Паррот устроил базовый лагерь своей экспедиции именно в храме Святого Акопа. После того, как землетрясение разрушило село, неподалеку построили село Новый Акори. К концу XIX века там было около 50 домов, церковь и караульная. Сейчас на этом месте находится курдонаселенная деревушка Енидоган.

Առաջին վերելքն Արարատի գագաթ

Первое восхождение на Арарат

Наше путешествие в Акори

В последний день нашего похода мы отправились в Акори. Мы объехали озеро Ван и поднялись на горы Сипан и Немрут. Повернув на запад от города Игдыр, мы начали приближаться к Еревану. По дороге остановились в селе, где жили предки одного из наших друзей. При входе в село была размещена военная база. Вход и выход из деревни был только по разрешению, при входе стоял шлагбаум.

Зрелище было довольно странное, ничего подобного раньше мы не видели. В тот момент, когда мы подъезжали, из села выезжала машина, и шлагбаум был открыт. Мы сразу въехали. Поездив по селу, вернулись к тому же месту, чтобы уехать. Но там нас уже ждали вооруженные полицейские. Они проверили наши документы, и убедившись, что мы не представляем никакой опасности, выпустили. По слову «килисе» (тур. «церковь») мы догадались, что нас спрашивали, не ищем ли мы церковь.

Ճանապարհ դեպի Ակոռի

Дорога к Арарату

Так близко и так далеко

Мы продолжили наш путь вдоль реки Аракс. Мы смотрели на Армению и у всех на уме было одно: «так близко и так далеко». Дорога повернула к Арарату. С нашего берега Аракса к Арарату можно приблизиться настолько, насколько это разрешено – до левого берега. А с того берега к горе можешь приблизиться настолько, насколько можешь. Казалось, мы скоро въедем в Арарат, мы уже были на склоне и практически «поднимались» в гору.

Доехали до кладбища, свидетеля некогда живого Акори. Через армянские хачкары Арарат выглядел еще более внушительно. Мы начали жадно фотографировать. Даже не успели насладиться видом, осознать, где находимся, как к нам подлетел беспилотник и начал вытуривать нас оттуда. Дрон подлетел и внимательно изучил нашу машину, потом вернулся и начал подгонять нас к машине. Видимо, турецким полицейским просто было лень вставать со своих мест, и они решили с помощью беспилотника дать понять, чтобы мы оттуда поскорее ушли. Сопротивляться было бесполезно. Нам пришлось уйти, успев сделать напоследок еще несколько кадров.

Текст: Тигран Шахбазян

Фото: Эдуард Степанян, Грачуи Айвазян и Тигран Шахбазян

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Туристический блог об Армении

весенние походы в Армении
Армения на древних картах мира
Немрут
Книга “The Mountainous Island”