Велосипедное путешествие по Армении

Члены клуба ArmGeo Феликс Кочарян и Геворг Арутюнян недавно совершили велосипедное путешествие по Армении. Это путешествие продлилось 5 дней, в течение которых они доехали из Гогавана (Ташир) на севере до Агарака (Мегри) на юге страны. Всего они проехали 520 км и поднялись на 8100 метров. Они проехали через такие города, как Ташир, Степанаван, Ванадзор, Дилижан, Севан, Мартуни, Ехегнадзор, Вайк, Горис, Капан, Каджаран и Мегри.

Детская мечта

Автор этой идеи – Геворг Арутюнян, который предложил Феликсу Кочаряну присоединиться к нему. В разговоре с нами Геворг сказал, что эта идея пришла ему уже давно. “Можно сказать, эта идея с детства со мной. Когда катаешься на велосипеде во дворе, думаешь, как далеко сможешь проехать, как долго сможешь кататься. Детское воображение представляет это место, как край Армении. Так что эта мысль со мной давно. В детстве я считал её несбыточной мечтой. Потом, со временем, когда физические и велосипедные способности увеличились, я начал осознавать, что эта мечта вполне осуществима. В этом году коронавирус дал возможность вернуться к детской мечте. Я поговорил с Феликсом, так как он тоже довольно хорошо катается на велосипеде и отлично подготовлен. Предложил ему присоединиться, ему понравилась эта идея, и мы решили попробовать. Получится – отлично. Не получится – ничего страшного, ведь нам нечего терять”.

Велосипедное путешествие по Армении

Феликс говорит, что ему очень понравилась эта идея, и после нескольких дней подготовки, они начали своё путешествие. По его словам, их 5-дневное велосипедное путешествие по Армении прошло успешно.

Дороги Армении

“Всё прошло по нашему плану, правда, на пути были некоторые трудности, связанные с рельефом, но это были физические трудности. С психологическими трудностями мы почти не столкнулись, потому что когда ты физически измотан, ты не представляешь, как будешь кататься на следующий день. Затем просыпаешься и понимаешь, что мысль о том, что нужно спешить и довести дело до конца, даёт тебе силы. Через полчаса езды физические силы восстанавливаются, потому что на самом деле мышцы болят, но когда в течение получаса разогреваешь их, полностью привыкаешь к нагрузке”, – отмечает Феликс.

Велосипедное путешествие по Армении

Геворг тоже считает, что их велопутешествие прошло отлично. “Я чувствую эмоциональную наполненность. Дело в том, что перед тем, как что-то сделать, всегда есть страх, что ничего не получится и что-то помешает. Но всё прошло отлично, почти что идеально. Мы чувствовали небольшую неуверенность из-за качества дорог в Армени. Но я приятно удивился, когда понял, что дороги были достаточно хороши для езды на велосипеде. Это значит, что Армения может быть отличным направлением для велосипедных туров. Для меня это было открытием, потому что мы привыкли кататься на велосипеде по окрестностям Еревана. Про другие регионы не было достаточной информации, но оказалось, что там и красиво, и удобно, и водители вполне толерантны, и опасностей не так много.

Феликс также рассказал, что они были на велосипедах с самыми тонкими колёсами. “Они называются roadbike и предназначены именно для езды на асфальте. В целом всё было хорошо, потому что многие дороги (наверное, 30-40 процентов пройденных нами дорог) были полностью заасфальтированы, а одну часть уже асфальтировали. Иногда мы катались на таких дорогах, которые на тот момент были полностью разрушены, и шло строительство. С этой стороны действительно есть проблемы, но уже построено очень много дорог”.

Велосипедные походы в Армении

Феликс считает, что армянские водители всё ещё не привыкли к велосипедистам на дороге. “Они думают, что если ты на велосипеде, то должен отойти от дороги, когда видишь машину. С нашими велосипедами это невозможно, потому что если мы выйдем из асфальта, мы в тот же момент можем пробить колесо. На самом деле это ещё и вопрос культуры. Я, например, три года назад также путешествовал по Европе. За месяц я доехал на велосипеде из Будапешта в Барселону. Там велосипедистов воспринимают совсем по-другому. Водители держат дистанцию в 3-4 метра для безопасности. В Армении всё по-другому. Здесь водители дают много сигналов, им кажется, что мы туристы. В деревнях часто случалось так, что дети или пожилые кричали нам “Hello, Hi” и так далее, а когда слышали, что мы отвечаем на армянском, очень радовались. Водители часто сигналят в знак приветствия. Но, если честно, не всегда приятно, когда ты сосредоточенно двигаешься вперёд и внезапно слышишь громкий сигнал прямо под ухом.

Велосипедное путешествие по Армении

Геворг тоже считает, что культура велопутешествий в Армении не так развита. “В последние годы виден большой прогресс в велоспорте. Всё больше людей начинает кататься на велосипеде, но всё это в основном происходит локально. Но я думаю, что это первый шаг. Это чем-то напоминает походную жизнь. Чем больше людей начнёт вести такую жизнь, тем больше людей это заинтересует. В Армении в этом смысле всё ещё впереди. Я замечаю, что много людей начинают кататься на велосипеде. И я думаю, что на этом они не остановятся. Набравшись опыта, они захотят сделать больше, уехать дальше, кататься дольше. Думаю, в ближайшие годы мы это увидим”.

Интересные моменты

Говоря об интересных моментах, Феликс вспомнил, как они в первый день поехали на границу, в КПП Ташира, и начали фотографироваться возле знака, как к ним подошла одна женщина. “Она спросила: “Парни, куда вы едете?”, мы ответили: “В Мегри”, а она нам: “Вы не туда приехали”. Мы начали смеяться, а она не поняла почему. Потом мы объяснили ей, что в Мегри поедем отсюда”.

Для Геворга одним из интереснейших моментов было то, что почти всю дорогу они проехали без происшествий, но вдруг с разницей всего в несколько минут он и Феликс прокололи колёса своих велосипедов. “Было очень интересно, что через пять дней мы одновременно столкнулись с этой проблемой. У нас были все необходимые инструменты для починки, так что в процессе мы всё решили”.

Велосипедное путешествие по Армении

Говоря о трудностях, Геворг отметил, что основная сложность обусловлена рельефом Армении. Так как это горная страна, спусков и подъёмов очень много. “Но всё это делает путешествие ещё интереснее. Наши друзья нам очень помогли в перемещении вещей, поиске гостиниц. Оказалось, что в городе Каджаран нет мест для ночлега. Так, мы доехали туда вечером и оказались с велосипедами на улице. Это был единственный отрицательный эпизод”.

Феликс тоже рассказал, что одним из трудностей было то, что вопрос ночлега решался прямо на месте. “Мы каждый день катались, и добираясь куда-то, решали, где остановимся. Где-то два-три раза вставал вопрос того, где мы будем спать. Например, случай в Каджаране. Нас сопровождала машина, так что мы разобрали наши велосипеды, поместили их в машину и поехали в город Капан, чтобы там переночевать. На следующее утро мы вернулись Каджаран и оттуда продолжили наш путь”.

Армения с севера на юг

На вопрос о том, что дала им эта поездка, Феликс ответил: “До этого я не был в Северных частях Армении. Как любитель походов, путешествий, для меня это было открытием совершенно новых мест. Дорога от Степанавана до Ташира была очень красивой. Кроме того, даже те дороги, через которые я проезжал на машине, казались намного красивее на велосипеде. Так перед тобой открывается больше красивых видов, чувствуешь себя намного лучше. Мы катались в утренние часы, чтобы машин было меньше. В это время чувствуется вся гармония природы. Юг Армении прекрасен. На этот раз я увидел совершенно другой юг Армении: смотришь по сторонам и не веришь, что уже проезжал по этим местам на машине. Также я получил отличный опыт. Мы, наверное, первые жители Армении, которые полностью пересекли этот маршрут с одного края в другой”.

Велосипедное путешествие по Армении

Геворг сказал, что это путешествие в первую очередь сделало его более уверенным в себе. “Также это путешествие дало мне почувствовать огромное удовлетворение. Оно полностью требовало физической работы, выполнение которой, естественно, вызывает чувство удовлетворённости. Не могу точно сказать, что дало мне это путешествие, я чувствую большую насыщенность. Когда в твоей голове долго крутится одна идея и ты её, наконец, воплощаешь в жизнь, чувствуешь что-то близкое к счастью и одновременно пустоту”.

Геворг отмечает, что в его целях пройти по всей Армении пешком, по горам и ущельям, а не по шоссе.

Оба участника этого пятидневного приключения счастливы, что сумели преодолеть это испытание и совершить велосипедное путешествие по Армении, с севера до юга страны.

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Блог об Армении

весенние походы в Армении
Армения на древних картах мира
Немрут
Книга “The Mountainous Island”