Вершины Варденисского хребта

Вершины Варденисского хребта выше 3000 метров преодолены

Походники, оставившие свой след в самых высоких горах Армении, завершают свою инициативу, в рамках которой им нужно было подняться на все горные вершины страны, находящиеся выше 3000 метров. Агаси Мартиросян и Грач Ара-Иванян с 2017 года по сей день по своей инициативе поднялись на 120 горных вершин, находящихся на высоте более 3000 метров. На днях они завершили серию 12 восхождений на Варденисский хребет: они поднялись на все 23 вершины горного хребта выше 3000 метров.

Автор фото: Агаси Мартиросян

Как родилась идея?

В беседе с Armenian Geographic Агаси Мартиросян рассказал, что эта идея появилась у них совершенно случайно, и заранее ничего не планировалось. Он говорит, что каждый раз люди поднимались на Арагац по одной и той же дороге. На этой дороге видны и другие горы, на которые никто не поднимался. Сначала они решили подняться на все вершины горного массива Арагац и побывать не только на четырёх основных вершинах, но и на других. Затем они поднялись на Гегамские горы, далее – на Памбакские. “Как говорится, аппетит приходит во время еды. Мы подумали, что попробуем по очереди подняться на все вершины. Несколько дней назад мы завершили восхождения на Варденисском хребте”.

Арагац

Арагац / Автор фото: Агаси Мартиросян

Трудности походов вдвоём

Агаси и Грач в основном совершали эти восхождения вдвоём. Однако во время некоторых восхождений к ним присоединялись их друзья. Мы поинтересовались, с какими трудностями они столкнулись во время восхождений вдвоём. “Иногда наши друзья присоединяются к нам. Нам становится намного удобнее с другими людьми, особенно если дорога долгая. Вначале нас было двое, сейчас тоже чаще всего мы путешествуем вдвоём. Это, конечно, имеет и свои положительные стороны с точки зрения скорости: можно ходить быстрее или наоборот дольше. Если говорить о трудностях, то были очень сложные походы, которые выжимают все силы.

Варденисский хребет / Автор фото: Агаси Мартиросян

Из сложных восхождений Агаси выделил зимние восхождения. “Зимой мы надевали снегоступы, чтобы было легче ходить по снегу. Но когда снег был только что выпавший, ходить было труднее. Зимой, когда дни становятся короче, хочется успеть всё сделать до наступления темноты, так как в это время года ночью в горах может быть очень опасно”.

Неожиданная встреча с медведями

Говоря об интересных моментах, произошедших во время восхождений, Агаси рассказал, что дважды они встретили медведей. “Было очень интересно. Во второй раз я даже успел сделать фотографии. Именно в Варденисских горах мы вблизи увидели медведицу и её медвежат. Это было неожиданно, мы почувствовали прилив адреналина, но всё закончилось хорошо. Мы подумали, что не должны убегать, потому что она могла напасть на нас сзади. Поэтому мы постарались вести себя спокойно, естественно”.

Варденисский хребет / Автор фото: Агаси Мартиросян

Говоря об их восхождениях в Варденисских горах, Агаси отметил, что эта местность отличается тем, что природа здесь более дикая и неизведанная походниками. “Чтобы завершить все восхождения, нам понадобилось больше времени. Если Арагац или Гегамские горы были завершены за 7-8 раз, то сюда мы пришли 12 раз. Например, по сравнению с Гегама, мы прошли намного меньше километров, но некоторые обстоятельства помешали сделать это быстрее. Мы долго спускались, чтобы подняться на новую гору. Местность была намного более каменистой. Было сложно за один раз подняться на многие вершины. Это было очень красивое место, с разнообразными красивыми пейзажами. Я считаю, что Варденисский хребет очень недооценён с точки зрения туризма”.

Новые направления

Мы спросили Агаси, были ли направления, по которым они прошли первыми? Он ответил, что таких направлений было много. “Например, я не слышал, чтобы походная группа отправилась к горе Мец Севкар (Севсар). На обычный Севкар ходят часто, и с ArmGeo мы там тоже были, но кроме этой горы есть ещё и гора Мец Севсар, на которую мы поднялись. На Сандухтасар поднимаются, но не так часто. Эта гора прекрасна как своим видом, так и пейзажами вокруг. Также мы поднялись на гору Сохасар, и встретили медведя именно там, на вершине. Это была довольно серьёзная гора, с шикарным видом. Обычно походные группы отправляются на самые известные горы – Варденис, Астхонк, иногда и на Сандухтасар. Но в результате совершённых восхождений в Варденисском хребте мы побывали на 23 горных вершинах”.

Варденисский хребет / Автор фото: Агаси Мартиросян

Агаси говорит, что сейчас он в основном совершает экспедиционные восхождения и старается идти в места, в которых раньше не бывал. “У нас есть небольшая группа друзей, с которыми мы путешествуем по новым и неизведанным нами местам. На самом деле эти походы хорошо продуманы заранее. Мы изучаем карты, делаем расчёты, проверяем по спутнику и топографическим картам, как можно подойти к горе, какие есть бездорожья, до какого места можно ехать на машине и откуда нужно продолжать дорогу пешком. Таким образом мы организовали и совершили очень много походов. К счастью, до сегодняшнего дня серьёзных ошибок не было. Не было случаев, чтобы мы не дошли до конечной точки. Бывало, что мы ходили немного дольше, чем планировали. Но в целом все восхождения были успешными”.

Что нужно знать?

Агаси отмечает, что для совершения таких восхождений очень важен опыт, который появляется со временем. “Это, наверное, самый важный пункт. Сколько бы мы ни говорили теоретически о практике, о том, что правильно, а что нет, мастерство в походах развивается со временем и опытом. Также необходимо быть полностью обеспеченным походной экипировкой, что уже значительно облегчает работу. То есть, человек должен быть хорошо подготовлен. Есть ещё один важный пункт. И я, и Грач, и остальные в нашей группе очень ценим пунктуальность. То есть, мы не приходим на полчаса или час позже назначенного времени. Мы очень ответственны в этом вопросе, всегда приходим в назначенный час, минуту. То есть, у нас всё рассчитано, и это, наверное, и является нашим залогом успеха”.

Эстафета передана

Говоря о том, что дали походнику эти восхождения, Агаси отметил, что они очень любят то, что делают и не считают это работой. “Всё это очень приятно и интересно. Мы делаем множество открытий, иногда видим такие пейзажи, которые храним в памяти, как сокровище. Каждый год имеет свои интересные открытия. В каждом месте открываешь для себя что-то новое и интересное, и думаешь, что обязательно сюда вернёшься”.

Варденисский хребет / Автор фото: Агаси Мартиросян

Он рассказал, что вначале, когда они только начали восхождения, они делали это не так часто, так как им было сложнее из-за недостатка опыта. “Сейчас, особенно в этом году, когда началась пандемия, мы воспользовались возможностью и совершили большое количество восхождений на горы Армении”. Агаси  говорит, что сейчас эстафета передана горам Джавахка, половина из которых уже пройдена.

Агаси, побывавший на вершине всех гор Армении выше 3000 метров, считает эту инициативу важным этапом своей жизни, благодаря которому он и его друг совершили много открытий.

Представляем список гор в Варденисском хребте, на которые поднялись Агаси и Грач.

1. Варденис 3522 м
  21. Порак 3047 м
  22. Смбатасар 3027 м
  23. Караснахбюр 3027 м

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Блог об Армении

весенние походы в Армении
Армения на древних картах мира
Немрут
Книга “The Mountainous Island”