Пещера Цацак

Легенды пещеры Цацак

Впервые я побывал в Арцахе зимой 2011-го, мы тогда направлялись в Ковсакан. По дороге остановились в ущелье Вохчи, и Степан (друг, с которым мы путешествовали) показал мне пещеру, которая издалека была весьма привлекательна. О ней рассказывают много интересных историй. Степан пообещал, что как только потеплеет, мы обязательно вернемся и продолжим наше путешествие.

Последний взгляд глазами исследователя

Потеплело. Мы встретились, чтобы уже более детально обсудить экспедицию и понять, что нам там понадобится. Мы собирались на поиски приключений, и кто знает, может нам было суждено сделать открытие и вписать свои имена в историю как первооткрывателей пещеры Цацак.

В связи с названием пещеры стоит отметить, что оно не официальное. Официального названия у нее нет.

Легенды пещеры Цацак

Говорят, это глубокая пещера, и по ее стенам стекает мед. И все потому, что там живут миллионы пчел, которые готовят мед в отверстиях стен пещеры. Вот почему он и течет по стенам. Следующая легенда, естественно, связана с медведем. Ведь где мед, там и медведь. Представьте, какой же огромный медведь должен жить в такой медовой пещере? Об этом можно только догадываться. Говорят, он живет в глубине пещеры.

Пещера Цацак для местных жителей все равно что Бермудский треугольник. О ней рассказывают всякие истории и легенды, одна интересней другой. Дыру в скале видели все, но никто не осмеливался туда зайти.

Рассказывают, что как-то сюда приехала экспедиция альпинистов из России. Они пытались спуститься в пещеру на веревках, но ничего не получилось.

И только одному охотнику как-то удалось добраться до входа в пещеру. Он увидел глубокий проход и услышал рычание медведя. Тогда перепугавшийся мужчина выстрелил в пещеру и убежал.

А еще говорят, что это отверстие – вход к подземному проходу, который ведет в соседнее ущелье, и в годы войны люди так спасались. И не исключено, что во время побега жители прятали тут свои сокровища и богатства.

Легенды пещеры Цацак

Переночевали мы в селе Керен. Вечером, разумеется, не могли говорить ни о чем другом, как о пещере Цацак и о завтрашней экспедиции. Ночка вышла беспокойная. Я постоянно просыпался и не мог уснуть от волнения. Все думал, неужели в наши дни есть неизведанные уголки природы, которые нам посчастливится открыть. Конечно, нам не очень-то верилось во все эти байки, но все равно атмосфера была волнительной. Я думал, что, если бы попасть в пещеру было так просто, уже давно кто-нибудь пошел и зашел бы туда. Рассвело. Мы поспешили к начальному пункту нашего маршрута. Так мы оказались прямо напротив пещеры Цацак, но на противоположном берегу. Нам предстояло перейти реку Вочхи. Течение было сильным, так что пришлось доставать веревки.

Наша экспедиционная группа

Дорога к пещере Цацак

На том берегу немного передохнули, взяли все необходимое и начали восхождение. Дорога была пыльная и каменистая, местами – непроходимая. Июль не самое подходящее время, чтобы приезжать в эти края. Жара невыносимая. Сухая трава настолько высокая, что невозможно разглядеть, куда идешь. В какой-то момент земля буквально ушла у меня из-под ног, и я еле удержался на ногах. Оказалось, я наступил то ли на змею, то ли на желтопузика. Хоть я и не успел разглядеть пресмыкающееся, все же полагаю, что это была не змея, а именно желтопузик, которого в народе ошибочно называют ужом.

Черные аисты

Мы уже практически добрались до входа в Цацак, борясь с жарой и травой, как над нашими головами начали кружить две огромные птицы. Они казались крайне обеспокоенными, беспорядочно кружили и не хотели улетать. Нам и без этого чего только в голову не приходило по пути в пещеру, но эти птицы показались нам зловещим знаком и заставили изрядно попереживать.

Сфотографировать птиц не получилось, но я сфотографировал перо, которое они после себя оставили. Потом уже специалист сказал, что это был Черный аист. Это очень редкий вид, он занесен в Красную книгу. Эти аисты вьют себе гнезда рядом с лесами, лесным болотами, озерами и скалистыми ущельями. Гнезда они вьют на деревьях либо в углублениях или расщелинах скал. Прямо у входа в Цацак, в углублении мы заметили гнездо аиста, и стало ясно, почему они так беспокоились.

Перо черного аиста

Пещера Цацак

Наконец добрались до входа

Вот и настал долгожданный момент, когда будет обнаружена самая глубокая пещера в Армении, со стен которой стекает мед, куда невозможно пробраться из-за миллионов пчел, где живет самый большой в мире медведь, куда люди заходили, чтобы выйти в соседнем ущелье, где хранится золото в горшках.

Цацак

Что же случилось потом, можно легко прочитать по нашим лицам (смотрите на фото). Вместо бездонной пещеры нас ждало бескрайнее разочарование: там было лишь дерево и свиные экскременты.

Текст Тиграна Шахбазяна

Фотографии Тиграна Шахбазяна и Степана Налбандяна

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Туристический блог об Армении

весенние походы в Армении
Армения на древних картах мира
Немрут
Книга “The Mountainous Island”